Адаптация воспитанников к условиям детского сада
Что такое адаптация?
Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, приспособление организма к новым условиям социального существования.
Часто адаптация сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством настроения, аппетитом. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации. Изредка адаптация может затянуться и перейти в дизадаптацию, следствием чего может быть нарушение здоровья, поведения и психики ребенка.
Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное её течение необходимо обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и организовать этот период так, чтобы он прошел как можно легче для ребенка.
Адаптационный период условно можно разделить на этапы:
подготовительный,
основной,
заключительный.
Подготовительный этап. Скоро в детский сад.
Привыкнуть к детскому саду не так то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из “домашнего” в “ясельного”. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают незнакомые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал.
Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?
Подготовительный этап следует начать за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад.
Важно в этот период сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни.
Необходимо привести в соответствие домашний распорядок для ребенка с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению.
Уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные мясные, овощные и молочные блюда (винегреты, салаты, творожные запеканки, пить чай с молоком, кофейный напиток, кисель, компот и прочее).
Сформировать элементарные навыки самостоятельности: владеть ложкой и чашкой во время приема пищи, стягивать носки с ног, дотягивать колготки с колен до бедра, снимать шапку, варежки, ботинки, но не надевать их, своевременно проситься на горшок и т.д. Ребенок, умеющий есть, одеваться, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно сказывается на его самочувствии.
Учить детей самостоятельно играть, занять себя, выполнять несколько игровых действий:
- посадить в коляску куклу и покатать её, покормить её, положить спать.
- рассмотреть с ребенком мячик, комментируя свои действия: мячик красивый, круглый, он может катиться (покатайте ребенку мячик, а он вам)
- покатать машину (у машины есть кабина, колесо, кузов). Машина катает зайчика, мишку. Привяжите к машине веревочку, чтобы ребенку было удобно катать ее. Это поможет ему отвлечься от переживаний, на какое то время сгладить остроту отрицательных эмоций, разлуку с близкими.
Самостоятельность ребенка в играх создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и ребенок подготовлен к приходу в дошкольное учреждение, наступает следующий этап – основной.
Основной этап. Первые впечатления и знакомства.
Основной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы в дошкольное учреждение и знакомства с будущими воспитателями. Она должна рассказать педагогам о своем ребенке: о его здоровье, характере, манере поведения, его привычках, любимых занятиях и т.д.
Основная задача мамы – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя: “Какая добрая тетя! Видишь, как её любят дети! Она тебя тоже любит, ждет тебя!”
Первое время ребенок в группе осматривается, привыкает к незнакомой обстановке. Здесь его не надо торопить, пусть привыкает к детям, наблюдает за их действиями, устанавливает первые контакты с детьми и воспитателем.
Заключительный этап. Нам здесь нравится!
Во время заключительного этапа адаптационного периода ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон.
При первых появлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести его не надолго в детский сад. Ребенка в спокойной обстановке кормят дома завтраком, после чего приводят в группу, где он со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками, не плачет, находится в хорошем настроении.
Длительность адаптации зависит так же и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и он рос человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить себя, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней. Адаптация проходит легко.
Положение об организации работы в адаптационный период.pdf
Советы родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада.
Первые недели в детском саду.pdf
Игры в период адаптации с детьми двух.pdf
Возрастные нормы ребенка (4 года).pdf
Возрастные нормы ребенка (к 5 годам).pdf
Возрастные нормы ребенка (к 6 годам).pdf
Возрастные нормы ребенка (к 7 годам).pdf
Интернет ресурсы по теме адаптации
Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
Адаптация ребенка в детском саду
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.